Автор :  
§ 3  Государственное Регулирование Рынка Ценных Бумаг И

Авг 02

§ 3 Государственное Регулирование Рынка Ценных Бумаг И

В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках. Честность и открытость посредников и эмитентов, на которых базируется доверие инвесторов – самые большие ценности на этом рынке. Поэтому главной целью регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку. Основной проблемой неэффективного регулирования российского рынка ценных бумаг являлось наличие большого числа регуляторов, действия которых зачастую противоречили друг другу. Различные регуляторы разрабатывали свою нормативную документацию, регламентирующую развитие рынка, многие положения которой противоречили друг другу. Возникла необходимость в перераспределении или согласовании их функций.

Прямое регулирование включает установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссий. Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Институциональные Основы Повышения Эффективности Государственного Регулирования Рынка Ценных Бумаг

Объясняется это тем, что наш рынок относится категории развивающихся, правила и традиции работы все еще формируются и поэтому, на таком рынке объективно необходимо иметь сильные государственные органы регулирования. Рынок ценных бумаг есть составная часть финансового рынка, так как связан с переливами капитала от одних участников рынка к другим. От других секторов финансового рынка (денежного, валютного, рынка банковских ссуд и депозитов) он отличается прежде всего по своему объекту, но он очень сходен с ним и по способу образования, и по значимости процесса обращения, и по отношению к рынку реальных благ.

  • (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.
  • Они постепенно будут полностью переданы участникам рынка.
  • На этом этапе осуществляется регистрация ценных бумаг и разрабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам.
  • Таким образом формируется общее направление деятельности, утверждается концепция развития рынка, ведется инвестиционная политика, решаются вопросы покупки государством ценных бумаг.
  • Цель диссертационной работы заключается в определении основных направлений реформирования системы государственного регулирования рынка ценных бумаг, способствующих созданию условий для повышения его инвестиционного потенциала.

В России статус саморегулируемых организаций был определен в 1996 году с принятием закона «О рынке ценных бумаг» законодательно было подтверждено право их существования, а также определены основные характеристики и задачи их существования. Кроме того, закон определил право СРО на получение информации о проверках своих членов, проводимых органами власти, разрабатывать правила и стандарты деятельности и контролировать их исполнение. СРО также могут осуществлять подготовку профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом закон также установил основные требования к саморегулируемым организациям в отношении количества участников, порядка приобретения статуса СРО, а также условия отказа и отзыва разрешения на осуществление деятельности саморегулируемой организации. Комментарий к Федеральному закону “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” (постатейный) В книге представлен постатейный комментарий к Федеральному закону от 5 марта 1999 г.

Государственное Регулирование Рынка Ценных Бумаг

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования (рис. 2).

Приведение в движение механизма мегаре-гулирования обусловливается алгоритмом взаимодействия, обеспечивающим достижение всеми участниками РЦБ своих стратегических целей, удовлетворение своих интересов (рис. 5). В Великобритании в качестве мегарегулятора действует Управление по финансовому регулированию и надзору (Financial Services Authorities — FSA), которому были переданы функции банковского надзора, контроля за страховыми, залоговыми операциями и др. Отмечается также, что мегарегулятор доказал эффективность только на малых (по капитализации) фондовых рынках .

Государственное Регулирование Рынка Ценных Бумаг России В Современных Условиях Гафурова Гульнара Талгатовна

Основной задачей механизма регулирования является обеспечение развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов. Государственное регулирование обеспечивает дополнительные гарантии инвесторам, устанавливая обязательность регистрации как для эмитентов, так и для посредников (рис. 4). Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг без гарантии выполнения сделок, в силу отсутствия во внебиржевом обороте системы клиринговых центров и банков.

Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества. На РЦБ инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и действовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зрения и определенным образом контролировать, законодательство вводит понятие аффилированного лица. Закон об акционерных обществах признает лицо аффилированным в соответствии с антимонопольным законодательством. Закон РФ О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках относит к аффилированному лицу акционера, которому принадлежит более 20% голосующих акций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о количестве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с даты их приобретения.

К Вопросу Регулирования Рынка Ценных Бумаг Российской Федерации Текст Научной Статьи По Специальности «экономика И Бизнес»

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов. Неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами. Второе направление изменений – это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка ценных бумаг.

Рынок Ценных Бумаг Информационные Аспекты: Учебное Пособие

Межправительственные кредиты включают не только кредиты, предоставляемые государствами друг другу, но и кредиты международных организаций, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (МБРР). Некоторые эксперты говорят о потенциальных российских эмитентах, уже осуществляющих подготовительные мероприятия для выхода на рынок долевого капитала. Подавляющее большинство данных компаний – предприятия с долей иностранного капитала, предприятия с быстрым оборотом капитала, а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные, ориентированные на западные стандарты ведения бизнеса. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям – эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании. К ним относят иностранную валюту, то есть денежные знаки иностранных государств, в виде казначейских билетов, банкнот, монет, а также денежные средства, находящиеся на счетах банков, ценные бумаги в иностранной валюте.

Государственное Регулирование Рынка Ценных Бумаг В Рф

Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации, два члена коллегии представляют палату Федерального Собрания Российской Федерации. 149рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи (ч. 4 ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг). Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах (ч. 3 Закона о рынке ценных бумаг). Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов.

В упрощенном и компактном виде место рынка ценных бумаг приведено на рисунке ниже. У нассаморегулируемой организациейназывается некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ. Для обслуживания внебиржевого рынка акций была выбрана американская система ПОРТАЛ, поскольку она уже успела хорошо зарекомендовать себя на американском рынке. В конце 1994 года систему установили в брокерских фирмах – членах ПАУФОР и были проведены пробные торги. Летом 1995 года на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС).

Структура органов, осуществляющих регулирование ценных бумаг, до настоящего времени не сложилась. В основе функционирования рынка ценных бумаг лежит добровольное вложение инвесторами временно свободных денежных средств в инструменты фондового рынка. Большинство исследователей уже не отрицают той роли, которую играет рынок ценных бумаг в развитии экономики любой страны. Так, например, в период рыночных реформ ,990-х годов рынок рассматривался как «отношения по поводу предоставления кредитными учреждениями ссуд путем оформления специальных документов, которые могут самостоятельно продаваться и покупаться» [31. Следовательно, в начале І990-Х годов рынок ценных бумаг воспринимался исключительно как способ кредитного финансирования потребностей реального сектора экономики.